1
2

Реформа СРО №372-ФЗ - Как не выпасть из сферы?

C 01.07.2017 г. саморегулируемые строительные организации (СРО) живут и работают в рамках нового законодательства. В этот день вступил в силу закон №372-ФЗ от 03.07.2016 г., который направлен на совершенствование системы саморегулирования в строительстве. Основная задача нового закона состоит в том, чтобы улучшить качество предоставления строительных услуг и повысить ответственность компаний, вступивших в СРО, за счет усиления контроля над строительными организациями. Он содержит ряд принципиально новых положений, которые необходимо знать всем участникам отрасли, в том числе и тем, которые не состоят в СРО.

data-cke-saved-src=/userfiles/Novosti/fz-372.png

Значение закона ФЗ-372 для строительного рынка

Система саморегулирования в строительстве была запущена после долгих лет обсуждения в 2009 году. Она пришла на место лицензированию, которое осуществляло государство и которое было признано слабо эффективным: документы, разрешающие деятельность в сфере проектировочных, изыскательных и строительно-монтажных работ легко покупались и продавались. 

Саморегулирование построено на принципе круговой поруки. Строительные компании вносят в общий компенсационный фонд денежные средства, которые затем поступают в адрес заказчика, если та или иная компания не справилась с выполнением проекта на должном уровне. Таким образом, поручившись "за себя и за того парня", частные структуры, как предполагалось, будут жестко контролировать друг друга -- ведь никому не хочется терять деньги из-за чужого непрофессионализма.

 Кроме того, изначально было задумано, что саморегулируемые организации станут каналом общения и взаимодействия между частным бизнесом и государством, а также будут аккумулировать и распространять среди своих членов полезную информацию, например, о новинках в законодательстве или новых технологиях.

В 2014-2015 годах стало очевидно, что система если и оправдала себя в целом, то на отдельными частностями надо еще много работать.

1. Во-первых, многие СРО строителей с огромным удовольствием принимали в свои ряды компании, не проверив уровень квалификации их сотрудников и накопившийся опыт. У них и не было такой задачи: руководству СРО нужны были члены, готовые осуществлять взносы, а качество новичков на уплату взносов ни влияло никак.

2. Во-вторых, выяснилось, что значительное количество СРО размещало компенсационные фонды в средних и мелких банках, которые затем лишались лицензии. В результате, СРО оставались без компфондов, что вымывало само суть саморегулирования, при котором бизнес рискует собственным рублем в случае некачественно выполненной работы. Примерно половина общей суммы в итоге либо зависла в проблемных банках, либо вовсе растворилась в неизвестном направлении.

3. В-третьих, из компфондов строительных СРО, можно сказать, не было выплат в адрес пострадавшему заказчику. Дело в том, что подобные выплаты были предусмотрены только в случае нанесения клиенту имущественного вреда, а в это понятие не входят, например, покосившиеся стены или срыв сроков ввода в эксплуатацию. Иными словами, сам заказчик, ради которого введение саморегулирования-то и затевалось, не выиграл от него ничего.

4. В-четвертых, многие строительные компании вступали в СРО далеко за пределами региона своей регистрации и регионов своей деятельности, что значительно снижало уровень контроля над их деятельностью, а часто сводило такой контроль и вовсе на нет.

Столкнувшись с подобными явлениями и тенденциями, правительство страны было вынуждено действовать решительно и в короткий период времени разработало новое законодательство.    

data-cke-saved-src=/userfiles/Novosti/reforma_sro_2017_fz.jpg

Основные положения ФЗ-372

Реформа коснется трех направлений:

  1. Регионализация строительных СРО;
  2. Создание второго компфонда -- по обеспечению договорных обязательств;
  3. Изменения в списке лиц, которых необходимо вступление в СРО.

 

Суть «регионализации СРО» заключается в следующем.

С момента начала действия нового закона строительные компании могут получить членство СРО исключительно по месту регистрации. Если на территории определенного регионанет зарегистрированной СРО, то можно получить членство в любой СРО из граничащих с регионом, в котором зарегистрирована организация.

Например, фирма с юридическим адресом в Брянской области может получить членство в СРО только этой же области. Однако, из этого правила есть исключение, оно не касается проектировщиков и изыскателей, на них регионализация не действует.

Для всех членов СРО, которые не соответствуют принципу регионализации, был дан переходной период, действующий с 04.07.2017 года, для смены СРО по месту регистрации строительной организации. Взнос компенсационного фонда, который делала компания, просто переводится в соответствующую региональную СРО. В случае если организация или ИП не заполнили необходимые документы на переход в региональное СРО, они автоматически лишаются членства, а взносы из фондов они смогут вернуть только через 4 года.

 

Изменения в условиях членства в строительной СРО

С дня начала действия нового закона Приказ № 624 Минрегионразвития (о утверждении перечня видов работ СРО) отменяется, поскольку уже определены категории лиц, которым необходимо членство в СРО, и лица, для которых это членство не требуется. Это неоспоримый плюс для представителей малого бизнеса, потому что ИП и компании, которые предоставляют строительные услуги менее чем на 3 млн. р., теперь в СРО вступать не обязаны.

Кроме того, от членства освобождены все компании, которые не являются генеральными подрядчиками. 

Свидетельства о допуске СРО также отменены (в связи с прекращением действия Приказа №624 о перечне работ). Вместо этих документов будет необходимо обязательное вступление в СРО и регистрация организаций или ИП в едином электроном реестре СРО. Из реестра также будет делаться выписка, при необходимости подтвердить свое членство в саморегулируемой организации.

Изменения в формировании компфондов

data-cke-saved-src=/userfiles/Novosti/shema_vznosov_v_sro.png

Во всех СРО по новому закону появилось разделение компенсационных фондов на:

  1.  КФ ВВ – компенсационный фонд возмещения вреда;
  2.  КВ ОДО – компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Первый вид фонда аналогичен существующему ранее. Он служит для гарантии имущественной ответственности организаций, которые являются членами СРО, при выявлении случаев, когда в процессе своей деятельности они причинили заказчику имущественный вред.

Второй вид фонда организован для контроля выполнения условий договоров, которые были заключены членами СРО на конкурсной основе, например, в рамках государственного или муниципального заказа.

В формировании КФ ОДО принимают участие члены СРО, которые планируют   участвовать в тендерах на работы согласно 223-Ф3 и 44 – ФЗ или заключать договора с фондами капремонта.

Взнос в КФ ВВ при планировании строительных работ на объектах капитального строительства, если по данному контракту сумма будет не более 60 млн. р., составит 100 тыс. ( эта сумма является базовой ставкой).

При контрактах, в которых сумма по договору не будет выше 60 млн. р., для членов СРО, которые будут принимать участие в конкурсах на строительство объектов, взнос в КФ ОДО находится на уровне 200 т. р.

Если до вступления в силу закона 372-ФЗ членом СРО был внесен взнос на сумму более 300 тыс. руб, то организация или ИП до 01.07.2017 имела право перераспределить средства между двумя фондами или же оставить их только в КФ ВВ. При этой операции никаких дополнительных взносов не предусматривается.

data-cke-saved-src=/userfiles/Novosti/reforma_sro_2017.jpg

Ваш заказ

Список пуст

Скачать каталог
>